Данрейвен (Dunraven)
Местоположение: на юге Шааб Махмуда (Sha'ab Mahmoud), у скалы Beacon Rock в 6,9 милях к западу от Рас Мохаммеда. Доступ: Два часа в пути мимо заповедника Рас Мохаммед (Ras Mohammed). Средняя глубина: 23 m. Максимальная глубина: 30 m. Это небольшой, но очень красивый риф, с маленьким маяком.
В 1876 году именно на этом месте потерпел крушение Британский торговый пароход "Данрейвен", направлявшийся в Бомбей. В этой местности часты сильные морские волнения, но на месте риф частично защищает от волн. "Данрейвен" был построен в 1873 году в Ньюкастле. Он считался судном нового типа и мог идти как под парусом, так и на паровой тяге. Относительно большое для своего времени, оно имело водоизмещение 1613 GRT и двухцилиндровый инверторный двигатель, работающий на угле, построенный также в Ньюкасле Messrs Humphrys and Tennant. Благодаря этому двигателю, Данрэйвен мог развивать скорость до 8 узлов. Длина судна составляла 79,6 метров, ширина - 9,8, высота надстройки - 7,3 метра.
В январе 1876 года 27-летний капитан Эдвард Ричардс Кэйр привел Данрэйвен под погрузку в Ливерпуль. Это был обычный груз: древесина и сталь для индийских предприятий тяжелой промышленности. Рейс Ливерпуль - Бомбей прошел без проишествий, и в конце марта судно готовилось к возвращению. 6 апреля 1876 года Данрэйвен покинул Бомбей, загруженный, как позже сообщалось, "разным ценным грузом", которым оказался хлопок и шерсть.
Без проблем был пересечен Индийский океан, после чего была сделана остановка в Адене для загрузки углем, затем судно должно было пройти через Красное море к Суэцкому каналу. 24 апреля в бортовом журнале была сделана запись: "Погода хорошая и ясная, легкий ветер, море спокойное. Парус не устанавливался. Судно следует на полном ходу со скроростью 6 морских узлов." На следующий день в 1 час ночи второй помощник увидел землю прямо по курсу, и принял ее за остров Шадван (Shadwan Island). 50 минут спустя он заметил маяк, предположив, что это маяк Ashrafi (Ashrafi Light) в проливах Гобал (The Straits of Gobal). Капитан судна все это время был на мостике и не сомневался в точности наблюдений. Помощник описал это как "яркий неподвижный источник света, вероятно, маяк". Любопытно, что капитан также видел маяк, а вот рулевой - нет. В 2.15 утра капитан Кэйр отправился вздремнуть, приказав разбудить его через час, но в 2.40 маяк был внезапно утерян из виду, как будто исчез. Показания второго помощника были очень путаными. Так, он говорил, что позвал капитана, как только потерял из виду маяк, хотя впоследствии утверждал, что капитан был разбужен только в половине четвертого утра, тем самым приказ был нарушен. Когда капитан Кэйр прибыл на мостик (примерно в 3.40), то суша была видна уже в 6 или 7 милях по правому борту. Он немедленно взял курс на 2 градуса правее, то есть к суше, что показалось исследователям очень странным. 10 минут спустя впередсмотрящий увидел большой темный объект прямо по курсу и решил, что это навигационный бакен, о чем и сообщил на мостик, однако ответа не получил. В то же время второй помощник также увидел что-то в воде, скорее всего, другое судно, о чем доложил капитану. Кэйр немедленно дал приказ "стоп-машина", но прежде, чем команда успела хоть что-то понять, Данрэйвен ударился о скалу, пробив передние отсеки. Немедленно были запущены насосы для откачки воды, но безуспешно. В 7 утра вода начала затапливать машинное отделение, возник пожар, уничтоживший весь груз. К полудню верхняя палуба по правому борту начала погружаться, и капитан приказал покинуть судно. Команда оставалась рядом с обреченным судном до 16 часов, когда арабский корабль Dhow подобрал бедствующих. Только тогда капитан Данрэйвена узнал, что на самом деле находится в южной оконечности полуострова Синай, а его корабль напоролся на риф Шааб Махмуд (Sha'ab Mahmud). В 17.00 Данрэйвен полностью ушел под воду на глубину 27 метров. В течение трех дней Dhow стоял на якоре у места бедствия, пока капитана Кэйра и его команду не взяло на борт судно Arabia, доставившее их в Суэц.
Впоследствии суд установил, что Данрэйвен утонул из-за халатности капитана. В разных источниках приводятся разные версии того, кто же первый погрузился на Данрэйвен. По одной из версий, в 1977 году израильский (немецкий? арабский?) геолог Аир Келлер, проводя исследования для нефтяной компании, случайно обнаружил останки неизвестного судна в проливе между Синаем и Египтом. Он немедленно проинформировал о находке руководителя местного дайв-центра Ховарда Розенштейна, который с группой германских аквалангистов первым обследовал неизвестный корабль. Выяснилось, что это было одновременно парусное судно и пароход. На протяжении года проводились исследования поднятых со дна предметов, и только в ноябре 1978 года удалось прочитать его название - "Данрэйвен", написанное голубой краской в центре фарфоровой тарелки с места аварии. Данрэйвен лежит на дне почти полностью вверх дном, левым бортом прилегая к рифу. Нос корабля находится на глубине 17 метров - это самая неглубокая часть дайва, а корма - на дне, на глубине в 30 метров. Аквалангисты заходят в воду практически у самого рифа Бейкон Рок (Bacon Rock). При хорошей прозрачности воды очертания корабля, лежащего на морском дне вверх дном, можно увидеть уже с поверхности. Затем дайверы опускаются на 28 метров и подходят к корме, где осматривают огромные винты и руль, поросшие мягкими кораллами. В правом борту имеется сквозное отверстие, через которое дайверы попадают внутрь. Внутри судна темно, необходимо иметь мощные фонари. Двигаясь в направлении носа корабля, можно увидеть веревки из кокосового волокна и тюки хлопка, которые были частью груза. Среди обломков судна обитают окуни, достигающие веса 50 килограмм, встречается рыба-крокодил, морская черепаха, а также некоторые ядовитые обитатели: рыба-лев и скорпеновые. В средней части судна находится машинное отделение. Вокруг котлов плавают тысячи стеклянных рыбок, вид, представители которого предпочитают темноту, поэтому лениво висят в стороне, позволяя проплыть дайверам. Два котла стоят бок о бок, но несмотря на то, что они занимают довольно большое пространство, между котлами и правым бортом имеется достаточно широкий проход, чтобы проплыть по нему гуськом к корме. с другой стороны котлов расположены сигнальные трубы и клапаны, а за ними - непосредственно двигатель с большими шатунами, которые пока еще на месте. Отсюда открывается захватывающий дух вид на корму. Здесь большое пустое место, хорошо освещенное естественным светом, проникающим через ряд иллюминаторов на правом борту. Дайверы покидают трюм корабля через трещину в носовой части. Нос судна, лежащего напротив рифа на глубине 17 - 18 метров, сохранился хуже. Здесь можно увидеть свободно качающуюся якорную цепь, тогда как сам якорь отброшен далеко от корабля. На морском дне рядом с судном у правого борта лежат две металлические мачты. Сейчас они богато инкрустированы кораллами, марсовая площадка на одной из мачт сохранилась в прекрасном состоянии. Погружение заканчивается на внешней стороне рифа выше носовой части судна. Здесь находится прекрасный и нетронутый коралловый сад.
|